Кризис? Не, не слыхали...
А что, собственно, произошло? Кто-то скажет, у людей нет денег, кто-то – что всё подорожало. Упали продажи, скажут все – и тут не поспоришь. Давайте откажемся от этого надоедливого слова «кризис», назовём это «новая экономическая реальность». Какие перемены принесла она лично нам?
Цены. Если деталь стоила 30$, она так и стоит, вот в рублях – картина печальная. Совмещать две услуги (магазин и сервис) стало тяжелее. Хорошо автомагазину – продал, а если что не так – в сервисе криворукие работают. Хорошо сервису – что принесли, то и поставили. А когда и то, и другое, с клиентом надо больше общаться, разъяснять, и всё это делать терпеливо, долго искать приемлемое решение по цене и качеству. Люди хотят быть хоть в чём-то уверены. Высокие цены потребовали более внимательного отношения к клиенту.
Стоимость работ, на радость потребителей услуг, почти не возросла. Однако и клиенты стали ездить до последнего. Недавно меняли воздушный фильтр на машину, у которой фильтрующий элемент был выдавлен забившейся грязью. Из нового – просят проверить трещины на ремне ГРМ, хотя все знают: подошёл пробег, меняй. Замена накладок – только после скрежета металла о металл, и как результат сразу замена дисков. Ездят до резерва топлива, заправляясь по 10 литров, и как результат – перегрев топливного насоса. Экономит ли это деньги и помогает ли оптимизировать расходы – ответ сомнительный.
Клиенты. В новой экономической реальности запросы зазвучали по-другому. Появилась категория клиентов, которые любят читать на форумах, как чинить машину. Если у вас жигули или простенький кореец, может, и реально это. Хотя настоящий специалист, который действительно знает все про автомобиль, годами нарабатывавший опыт методом проб и ошибок, не торопится выкладывать свои секреты на форумы.
Ещё одна интересная новая категория потребителей: клиент подробно и действительно по существу описывает проблему: после чего появилась, как протекает, что происходит. И заканчивает свой рассказ вопросом: что надо сделать? Но ответ «Обратиться в автосервис» его не устраивает, он требует объяснить конкретно, какие операции и в какой последовательности проделать. К счастью, таких немного, они кочуют от сервиса к сервису, от магазина к магазину, и многих из них мы все хорошо знаем.
Специализируясь на ремонте дизельных форсунок, мы выявили новую закономерность. К ремонту форсунок автовладельцы стали прибегать гораздо чаще, что связано с возросшей ценой на новые. Нередко люди приходят с форсунками, «отремонтированными» некими специалистами, которые, как выясняется позже, даже не в состоянии объяснить, какой конкретно параметр форсунки они корректировали. Хотя результаты проверки форсунок и ремонта должны быть подтверждены электронным отчётом. Те, кто пишет от руки на коленке, просто пользуются ситуацией, когда клиент не в состоянии купить новую запчасть. Будьте внимательны: это новая экономическая реальность!
А вообще, пережить какие-то трудности в любом деле поможет, как ни странно, любовь… к своей работе, к машинам, к верным клиентам, многие из которых уже стали добрыми приятелями. Наверное, это несовременно, но до сих пор мы считаем главным в работе – решить проблему, а денежное вознаграждение обязательно последует, иногда просто надо чуть-чуть подождать.
|